Что представляет собой личная медицинская книжка?
Медкнижкой называется именной документ строгой отчетности, оформляемый центрами гигиены и эпидемиологии или лицензированными медорганизациями и подтверждающий отсутствие у обладателя инфекционных, иных опасных заболеваний, а также прочих медицинских противопоказаний к профессиональной деятельности.
Документальное подтверждение того, что работник не имеет проблем со здоровьем, обязательно при занятии вакансии и впоследствии в рамках регулярных медосмотров. Таковы требования Трудового Кодекса РФ.
Форма, по которой оформляется медицинская книжка для работы, установлена приказом Роспотребнадзора от 20.05.2005 г. № 402. Титульный лист обязательно содержит данные о владельце, его фотографию установленного образца и личную подпись, а также штамп организации, оформившей санкнижку. Для защиты от подделки личные медицинские книжки (ЛМК) содержат голографические наклейки и водяные знаки, проводится ламинирование первых страниц.
Профессии, которым требуется получать медкнижки, перечислены в приказе № 402 и Письме Минздрава России от 07.08.2000 г. № 1100/2196-0-117.
При оформлении и ведении ЛМК учитываются также требования Приказа Минздрава России от 29.06.2000 г. № 229 и совместного Приказа Минтруда России и Минздрава России от 31.12.2020 г. № 988н/1420н.
Ответственность за достоверность информации в ЛМК несет владелец, поэтому правильнее и безопаснее не купить медицинскую книжку, а оформить ее официально в рамках действующего законодательства.
Подлинность медкнижки легко проверяется по типографскому номеру или штрих-коду в Едином Реестре выданных ЛМК.
Для кого оформление медицинской книжки обязательно?
Получению ЛМК всегда предшествует медосмотр. Его цель – доказать соответствие состояния здоровья требованиям к планируемой деятельности и обязанностям, предусмотренным должностной инструкцией.
Зафиксированные в медкнижке успешные результаты медосмотра служат гарантией того, что для окружающих риск заражения от работника паразитарными и инфекционными болезнями минимален.
Наличие медкнижки для заключения трудового договора с работодателем обязательно для сотрудников:
пищеблоков, кухонь, пищевых цехов, предприятий общепита;
продуктовых магазинов;
рынков;
торговых точек по продаже парфюмерии и косметики;
школ, лагерей, секций, детсадов, кружков, библиотек;
средних профессиональных образовательных учреждений, ВУЗов;
сферы бытового обслуживания и коммунального сегмента;
объектов культуры и спорта;
бассейнов;
больниц, ЛПУ, фельдшерских пунктов, санаториев, пансионатов, клиник и других медорганизаций;
аптек и фармпредприятий;
производственных компаний, сборочных и фасовочных цехов;
водителей общественных транспортных средств – автомобильного, железнодорожного, воздушного и другого транспорта;
лиц, непосредственно контактирующих с питьевой и водопроводной водой.
Чем грозит профессиональная деятельность без медкнижки?
Выявленный в ходе мероприятий государственного инспекционного надзора факт допуска к работе без ЛМК, а также обнаружение поддельной медкнижки – законные основания для привлечения работника и работодателя к административной или даже уголовной ответственности. Штраф грозит и в ситуации, когда в медицинской книжке не хватает одной или нескольких обязательных записей, например, о гигиенической аттестации.
По итогам проверки выполнения законодательства в области санэпидблагополучия населения при отсутствии у работников медкнижки инспектор выпишет штраф:
штатным сотрудникам – 100-500 рублей;
предпринимателям или должностным лицам, представляющим работодателя – 500-1000 рублей;
юрлицам – 10000-20000 рублей.
Деятельность может быть приостановлена до 3 месяцев.
Если будет доказано, что сотрудники организации работают по поддельным медкнижкам, правонарушение будет истолковано как фальсификация. А это уже состав уголовного преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 327 УК РФ. Наказание серьезное:
штрафные санкции до 80000 рублей или в размере заработка (иного дохода) за период до полугода;
обязательные работы (до 480 часов);
исправительные работы (до 2 лет);
арест продолжительностью до полугода.
Еще вопросы
Где сделать медицинскую книжку?
Для оформления ЛМК необходимо обратиться в территориальный Центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора или специализированную организацию, получившую медицинскую лицензию на право проведения медицинских осмотров и заключившую с ФГБУЗ ЦГиЭ специальное соглашение. При необходимости сделать медицинскую книжку в Ростове обращайтесь в «Городской центр экспертиз». Действуя в рамках медицинской лицензии, мы проводим медосмотры работников различных отраслей с целью легального получения или продления личных медицинских книжек. Профессионализм наших медиков, удобный график работы, запись на прием в режиме «одного окна» и отсутствие очередей позволяют быстро и качественно пройти осмотр, включая консультации специалистов и сдачу необходимых анализов.
Какую информацию содержит медкнижка?
На первых страницах указывается дата выдачи документа, ФИО, год рождения, адрес, должность и место трудоустройства, ставится личная подпись владельца. Информация по следующим разделам II-XIII:
- переход на другую работу;
- заболевания инфекционного происхождения;
- прививки профилактические;
- врачебные заключения-допуски к исполнению профессиональных обязанностей;
- туберкулез;
- инфекции кишечные;
- дерматовенерология;
- гельминтозы;
- дифтерия;
- патогенный стафилококк;
- прохождение профессиональной гигиенической подготовки и аттестации;
- информация предупреждающего характера о несоблюдении санитарных норм.
Процедура и этапы оформления ЛМК
Работник, обратившийся в медицинскую организацию для оформления медкнижки, должен иметь паспорт и фотографию формата 3х4. Обязательными врачами для всех категорий работников являются лор, гинеколог (для женщин), стоматолог, дерматовенеролог и терапевт. Точный перечень узких специалистов, которых предстоит пройти в рамках медосмотра, зависит от профессии (должности). Некоторым работникам понадобится визит к окулисту, кардиологу, инфекционисту, психиатру, наркологу, невропатологу и т.д. Минимальный состав инструментальных и клинико-диагностических исследований включает:
- антропометрию;
- флюорографию;
- измерение артериального давления и ЧСС;
- анализы крови (общий, на сахар и холестерин);
- анализ мочи (общий).
К числу специфических видов диагностики относятся анализ на брюшной тиф, стафилококк, энтеробиоз, сифилис, дифтерию, гельминтоз и т.д. Результаты анализов и осмотров вносятся в бланк ЛМК, заверяются печатью и штампом медорганизации, подписываются должностным лицом, ответственным за проведение медосмотра. Заключение о допуске к работе по итогам осмотра оформляется в разделе V медкнижки.
Гигиеническое обучение
Очная и заочная части профессионального гигиенического обучения длительностью 6-12 часов обязательно проводятся первично при приеме на работу и далее каждые 1-2 года в зависимости от категории выполняемых работ и условий труда. Проверку качества полученных теоретических знаний проверяют в ЦГиЭ в форме гигиенической аттестации (собеседование или тестовое испытание). Отметка о результатах аттестации в виде штампа вносится в медкнижку и заверяется голограммой.
Срок действия медкнижки
Периодичность медосмотров и гигиенической подготовки зависит от профессии (должности) работника. Чаще всего продлевать медкнижку необходимо ежегодно или раз в два года, а иногда и каждые 6 месяцев. Для этого работодатель организует проведение обязательных медосмотров с частотой, установленной законодательством. Новую медкнижку при этом заводить не нужно. Информация о пройденных обследованиях и врачебных заключениях вносится в имеющийся документ. Не требуется оформлять новую книжку и в случае трудоустройства на новом месте. При увольнении ЛМК выдается на руки в отделе кадров. После оформления на работу в другой организации в медкнижку вносится соответствующая запись. Новая личная медицинская книжка заводится в двух случаях:
- при утере действующей;
- если закончились свободные поля для внесения записей.
Кто оплачивает оформление медкнижки?
Периодичность медосмотров и гигиенической подготовки зависит от профессии (должности) работника. Чаще всего продлевать медкнижку необходимо ежегодно или раз в два года, а иногда и каждые 6 месяцев. Для этого работодатель организует проведение обязательных медосмотров с частотой, установленной законодательством. Новую медкнижку при этом заводить не нужно. Информация о пройденных обследованиях и врачебных заключениях вносится в имеющийся документ. Не требуется оформлять новую книжку и в случае трудоустройства на новом месте. При увольнении ЛМК выдается на руки в отделе кадров. После оформления на работу в другой организации в медкнижку вносится соответствующая запись. Новая личная медицинская книжка заводится в двух случаях:
- при утере действующей;
- если закончились свободные поля для внесения записей.
Должен ли работодатель контролировать подлинность медкнижек персонала?
Проверять легальность медкнижек и достоверность содержащихся в них сведений работодатель не обязан, однако, в его интересах удостовериться, что сотрудники работают не по фальсифицированным, а по официальным документам. Это предотвратит нарушения производственной санитарии и позволит избежать штрафных санкций за несоблюдение трудового и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Где хранятся ЛМК работников?
Медицинские книжки хранит работодатель. На руки сотрудникам они выдаются только в следующих случаях:
- если существует вероятность проверки наличия медкнижек контролирующими органами (например, в ходе выездной торговли);
- при прохождении периодического медицинского осмотра в медучреждении;
- при увольнении или переводе на другую работу.
Как отличить подлинную медицинскую книжку от фальшивки?
Самым достоверным способом определить, законным ли путем получена ЛМК работника, является ее идентификация по номеру документа в специальном Реестре Роспотребнадзора. О достоверности медкнижки могут свидетельствовать и косвенные признаки.
- Бланк отпечатан типографским способом на плотной, качественной бумаге с водяными знаками и прошит защитной нитью.
- Обложка плотная, насыщенного темно-синего цвета. Углы закруглены. На лицевой части фигурирует золотое тиснение с названием документа и логотипом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Трафаретная печать нанесена оптически изменяющимися чернилами.
- Уникальный семизначный номер книжки нанесен печатным способом.
- Первый лист ламинирован, внизу ламинации отчетливо видна карта России.
- На всех страницах медкнижки нанесен фоновый рисунок – голубые полукольца.
- Сведения о владельце пропечатаны, а не заполнены от руки.
- На фотографию нанесена круглая голограмма, на странице 28 имеется квадратная голографическая наклейка. Рассмотреть их можно под УФ-лучами.
- Фотография заверена круглой печатью ЦГиЭ.
- Подписи врачей не похожи друг на друга, проставлены разными чернилами, почерк отличается. Каждая запись подтверждена печатью врачей. Штампом медорганизации должна закрепляться и информация об анализах.
Сколько стоит медицинская книжка: цена оформления
В городском центре экспертиз в Ростове-на-Дону услуга по оформлению личной медицинской книжки работника стоит 3500 рублей. В эту стоимость входит прохождение медосмотра профильными специалистами в удобное для вас время, проведение лабораторных исследований и услуги по заполнению бланка в соответствии с принятыми нормативами. Вы также пройдете санитарно-гигиеническую подготовку и аттестацию, о чем будут сделаны соответствующие отметки в медкнижке. Готовый документ, оформленный по всем правилам действующего законодательства, будет внесен в Единый Реестр выданных ЛМК и результатов профессиональной гигиенической подготовки и аттестации Роспотребнадзора.